Член Госсовета Китая Ян Цзечи (Yang Jiechi) и секретарь Совета сохранности Российской Федерации Николай Платонович Патрушев считают 2013 год «урожайным» для китайско-российских отношений. Не считая того, в этом году дела обеих государств с Западом испортились еще посильнее, и, судя по всему, в 2014 году ситуация может стать только ужаснее.
В крайние годы почти все говорили о том, что две томные войны - в Ираке и в Афганистане - и ослабление американской экономики подрезали крылья США и дали шанс Китаю. В то же самое время рост китайской экономики выражался двухзначной цифрой, а сравнимо стабильная исходя из убеждений сохранности обстановка помогала Китаю утвердиться в роли азиатского гегемона. Пока США старались выбраться из войн, которые нереально было выиграть, и растрачивали на это млрд баксов, Пекин пожинал плоды «мирного подъема», развивая экономику, разрешая давние территориальные споры с соседями, уплотняя связи с наиболее слабенькими странами региона и нейтрализуя Тайвань как возможный источник вооруженного конфликта.
Соответственно, когда Пекин начал играться мускулами в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, южноамериканский «поворот к Азии» и «политика установления баланса» его не приостановили. Было разумеется, что вновь усилившийся энтузиазм Вашингтона к региону не значит - по последней мере в среднесрочной перспективе - готовность издержать довольно средств и ресурсов, чтоб серьезно уравновесить влияние Китая.
И китайцы, и почти все из американских профессионалов по вопросцам обороны считают эту смену курса быстрее благими пожеланиями и академическим упражнением, чем настоящей стратегией - тем паче, таковой стратегией, которую в последнее время будут воплощать в жизнь. Конкретно потому Пекину не приходится серьезно рассчитываться за опасности поменять статус-кво в регионе - такие, как изготовленное 23 ноября заявление о том, что он расширяет опознавательную зону ПВО в Восточно-Китайском море. Меж тем можно с полным основанием представить, что если б США вправду развернули свою политику в азиатском направлении, это бы удержало Китай, очевидно не ищущий на данный момент войны, от схожих авантюр.
Вприбавок Китай и Россия совместными усилиями могут вынудить Вашингтон - даже ежели он серьезно займется Азией - распылять силы, а означает действовать неэффективно. Для этого им будет нужно лишь расширять диапазон задач, стоящих перед США в области сохранности, что будет дополнительно наращивать нагрузку на и без того ограниченные ресурсы американских вооруженных сил. Пару лет назад сотрудник Чатэм-Хауса Бобо Ло (Bobo Lo) именовал сотрудничество России и Китая «осью удобства». С того времени, как он опубликовал книжку под сиим заглавием, прошло 5 лет, но дела меж 2-мя странами стали только удобнее для обеих. Москва и Пекин, судя по всему, урегулировали - хотя бы на время - свои территориальные споры и сейчас сотрудничают на стратегическом уровне в надежде вынудить США вполне уйти из Азии.
На данный момент много внимания уделяется китайской стратегии предотвращения доступа к определенным областям (стратегия A2/AD), одним из главных компонентов которой служит противокорабельная баллистическая ракета DF-21D и частью которой, возможно, также следует считать опознавательную зону ПВО. О российских попытках не допускать США к своим окрестностям молвят меньше.
Меж тем стоит отметить, что через две недельки опосля китайского заявления о опознавательной зоне российский президент Владимир Путин выделил на встрече с высокопоставленными военными, что России необходимо усиливать свое присутствие в потенциально богатой ресурсами Арктике. Ранее в том же месяце - приблизительно за недельку до того, как Китай удивил мир собственной новостью о противовоздушной обороне, - российский флот объявил Арктику своим ценностью на 2014 год. Как писал ранее в этом месяце The Diplomat, Россия на данный момент направляет в этот регион подразделения ПВО и ПКО, также отряды радиоэлектронной борьбы и делает в районе Воркуты, на Последнем Севере, всеполноценную систему ранешнего радиолокационного обнаружения.
Нарастающее российское присутствие в Арктике, которая преобразуется в стратегически принципиальный регион, непременно, будет уравновешиваться реакцией США (они уже дали осознать, что тоже планируют расширять свое присутствие на Севере). Но схожее «установление баланса в Арктике» прирастит нагрузку на военный бюджет Америки и отвлечет ресурсы от «азиатского поворота».
При всем этом 16 декабря российские военные подтвердили, что они расположили в балтийском эксклаве Калининграде и на границах с входящими в НАТО Польшей, Эстонией, Латвией и Литвой тактические ракетные комплексы «Искандер-М» с дальностью около 400 км, способные нести ядерные боеголовки. В прошлые выходные стало понятно, что согласно инфы со спутников, в эксклаве находятся 10 «Искандеров». Хотя 19 декабря президент Путин опроверг сведения о ракетных комплексах в Калининграде, Россия ясно дает осознать, что она хочет усилить деятельность в собственном Западном военном окружении, который, кроме Калининграда, содержит в себе изрядную долю европейской части России.
Меж тем почти все колеблются в том, что Вашингтон может серьезно прирастить оборонные расходы и при всем этом не обанкротиться. Америка навряд ли сможет сразу противостоять усилению Китая в Восточной Азии и в Юго-Восточной Азии, где, по слухам, он планирует сделать вторую опознавательную зону, и росту российского присутствия в Арктике и у границ прибалтийских государств.
Или США придется сконцентрироваться на кое-чем одном, или они попробуют заняться сходу всеми направлениями - но с очевидно недостающими ресурсами. А потому что Вашингтон считает, что ему нужно выбрать 2-ой путь, Китай и Россия либо будут противостоять ослабленному и неспособному сконцентрироваться противнику, либо просто принудят Америку пойти на непосильные издержки и надорваться. Вашингтону посодействовало бы, если б Япония и страны НАТО согласились серьезно прирастить свои оборонные расходы, но это маловероятно. Наиболее того, есть сомнения даже в том, что жители страны восходящего солнца согласятся поменять свою конституцию, без чего же поделить бремя оборонных расходов будет нереально.
Имеют ли США «право» находиться в регионах, которые Россия и Китай считают своими сферами влияния - это вопросец, лежащий за рамками данной статьи. Тем более, полностью разумеется, что ослабленные США, способность которых решать препядствия, связанные с «подъемом» Китая, и без того сомнительна, на данный момент могут столкнуться с длительными вызовами со стороны китайско-российской оси.
Чтоб отлично противостоять сиим вызовам, может потребоваться целый ряд «поворотов». Способна ли российская экономика выдержать издержки на такое усиление вооруженных сил, чтоб США пришлось поменять стратегию, огласить пока трудно. Но все наиболее авторитарная природа российской власти значит, что Москва будет намного наименее уязвима для публичного недовольства ростом оборонных расходов в период общей экономии, чем Вашингтон.
И Россия, и Китай учли уроки конца прохладной войны и помнят, как США в итоге одолели СССР, обанкротив его. Похоже, что спустя два десятилетия Москва и Пекин решили отплатить Америке той же монетой.
The Diplomat