Для оснащения ВВС армии Афганистана, Пентагон предпочел, игнорируя обращение к южноамериканским компаниям, заказать несколько 10-ов российских вертолетов Ми-17 общей стоимостью наиболее 1 миллиардов дол. Высокопоставленные представители министерства обороны заверили ряд скептически настроенных американских конгрессменов о необходимости данной сделки. Военные не один раз цитировали засекреченный аналитический отчет, в каком вертолет Ми-17 был признан более хорошим выбором.
Но, судя по рассекреченным частям этого документа, размещенным агентством AP, по сути этот отчет содержал несколько другую информацию. Согласно ему, многоцелевой вертолет CH-47 «Чинук» (Chinook) производства компании «Боинг» (Boeing) по итогам эксплуатации в течение 2-ух десятилетий был признан более пригодным вертолетом для использования ВВС Афганистана. Эта информация была с удивлением встречена южноамериканскими законодателями, занимавшимися выработкой договора.
Сенатор Джон Корнин (республиканец, от штата Техас), 2-ое лицо в Республиканской партии, являющийся одним из более поочередных критиков договора на поставку российских вертолетов, заявил, что внедрение военными упомянутого выше отчета как обоснования покупки Ми-17 является неразумным шагом.
С момента подписания соглашения прошло наиболее 2-ух лет. Вкупе тем, вокруг него до этого времени сохраняется атмосфера секретности, невзирая на высшую сумму, вероятные ошибки и излишние растраты, также обвинения в адресок министерства обороны США в утаивании нужной инфы. Спецы также считают, что сделка будет припоминать гражданам США, вялым от войны в Афганистане о том, что эта азиатская страна в значимой мере зависит и будет зависеть от американской денежной помощи, даже опосля вывода воинского контингента. Как следствие, сенатор Корнин не один раз ставил вопросец о необходимости закупок Ми-17 при наличии продукции американских производителей, которая отвечает поставленным требованиям, и критиковал лишенные смысла, по его мнению, деяния министерства обороны США.
Упомянутый выше отчет о необходимости закупок Ми-17 цитировался Фрэнком Кендаллом, занимающим высочайший пост в отделе закупок вооружения и военной техники (ВиВТ) министерства обороны, и чиновником, занимающим высочайший пост, Джеймсом Миллером в 2012 г. в письменном ответе на вопросцы, данные сенатором Корнином. В сентябре 2013 г. этот отчет цитировался заместителем министра обороны США Эштоном Картером в послании к членам нижней палаты южноамериканского конгресса, направленного в поддержку решения о приобретении вертолетов Ми-17. Несколько позднее Картер вышел в отставку. В 2011 г., через несколько недель опосля завершения составления отчета, главком сухопутных войск (СВ) США издал меморандум, в каком выделил, что Ми-17 владеет выдающимися чертами по сопоставлению с аналогами. Пентагон также отрешается от обвинений в намеренном запутывании конгресса. В 2010 г. «Ассошиэйтед пресс» запросило Пентагон о предоставлении рассекреченных сведений из отчета о необходимости закупок Ми-17. В итоге был размещен одностраничный обзор, который не содержал в для себя какую-либо новейшую информацию
Один из высших чиновников оборонного ведомства США заявил, что вышеупомянутый отчет разглядывал нужды афганской армии в дальней, а не ближней перспективе. Согласно словам источника в Пентагоне, южноамериканские офицеры в Афганистане предпочитают закупку Ми-17, потому что этот вертолет является надежным и легким в управлении. Не считая того, афганские летчики имеют способности обращения с ним.
Решение о закупке Ми-17 сделало довольно редкий прецедент - в разбитом Конгрессе на почве противоборства договору слились ряд республиканцев и демократов. Критику вызвало решение закупать продукцию военного назначения (ПВН) у России, которая, по мнению южноамериканского управления, продавала вооружения в Сирию и Иран.
Обеспокоенность США также вызывает уровень коррупции в российском оборонно-промышленном комплексе, который, по мнению AP, является довольно высочайшим, что, в свою очередь, может плохо отразиться на выполнении критерий соглашения. В общей трудности в рамках этого договора предполагается закупить 63 винтокрылых машинки. Решение о сотрудничестве Пентагона с ОАО «Рособоронэкспорт» также подвергалось критике из-за типо имевших место быть, по словам представителей США, незаконных поставок российского орудия в Сирию.
Гористая местность Афганистана подразумевает внедрение особо надежных вертолетов, способных делать поставленные боевые задачки на высоте, превосходящей 4500 м. Представители Пентагона заявили, что Ми-17 соответствует сиим условиям. Но, характеристики CH-47 также им не противоречат. «Чинук» больше Ми-17 по размерам, может нести полезную нагрузку в 10,4 т (что вдвое превосходит аналогичный показатель российской винтокрылой машинки), и также способен делать боевые задачки на приблизительно таковой же высоте.
Оснащенные вооружением вертолеты Ми-17, которые затариваются у «Рособоронэкспорта» для ВВС Афганистана, превосходят подобные машинки, ранее обретенные у поставщиков на открытом рынке вооружений и переданные на сто процентов либо в аренду афганским ВВС.
Одним из причин закупки Ми-17 будет то, что афганские ВВС имеют опыт его внедрения. Представители Пентагона в собственных выступлениях делали особенный упор на то, что в случае совместного использования CH-47 и Ми-17 возникнут трудности в подготовке летчиков и, как следствие - в эксплуатации вертолетов. Согласно размещенной инфы из отчета министерства обороны, рассматривалась возможность подмены старенькых Ми-17 на капитально отремонтированные «Чинуки». Совместно с тем, в отчете содержалась рекомендация по выработке плана, в рамках которого ВВС Афганистана перебежали бы на вертолеты южноамериканского производства. Тем более, вариант оснащения афганских ВВС лишь CH-47 не рассматривался.
Одним из пт критики потенциального использования вертолетов CH-47 в Афганистане является его стоимость, значительно превосходящая стоимость Ми-17. Совместно с тем, на одной из встреч, проведенных представителями компании «Боинг» с южноамериканским управлением, произошедшей в конце сентября 2013 г., стоимость капитально отремонтированного CH-47 колеблется в пределах 12-14 млн дол. В итоге, стоимость южноамериканского вертолета будет ниже стоимости Ми-17 на 4-6 млн дол, согласно данным Отдела по срочным закупкам ВиВТ министерства обороны США (Joint Rapid Acquisition Cell). Средняя стоимость вертолета Ми-17 за ближайшее время возросла с 16,4 млн дол до 18,2 млн дол, согласно данным, предоставленным информационным агентством AP. Согласно официальным данным, стоимость новейшего вертолета CH-47 в ценах 2012 г. составляет 28,9 млн дол.
Невзирая на заявления представителей министерства обороны США, согласно которым стоимость Ми-17 является оправданной, Агентство по аудиту контрактов в сфере ОПК DCAA (Defense Contract Audit Agency) заявило, что потому что ему не была предоставлена возможность ознакомиться с нужной документацией «Рособоронэкспорта», оно не может подтвердить оправданность данной для нас цены. Представители Пентагона опустили обычное условие контрактов о пересмотре цены. Ранее глава «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин в одном из интервью заявил, что ценовой нюанс договора с Соединенными Штатами является вполне прозрачным.
По мнению агентства «Ассошиэйтед пресс», одной из основных обстоятельств заключения договора на поставку Ми-17 в 2010 г. являлось выполнение военными инструкций президента США Барака Обамы по улучшению американо-российских отношений.
В итоге опосля долгого обсуждения управление министерства обороны приняло решение запретить третьим сторонам получать вертолеты Ми-17. Сейчас заключение контрактов с «Рособоронэкспортом» будет идти в двустороннем порядке.
В ноябре 2013 г. Пентагон снова изменил свою позицию. Было принято решение отрешиться от закупок доборной партии винтокрылых машин в 15 единиц (всего сначало предполагалось заказать 78 Ми-17).